Мой Путь в Айкидо

Мой способ тренировок № 44

Айкидо  Номура Наоми

Просто айкидо. Благодаря айкидо. Для тех, кто не занимается айкидо, айкидо будет «просто айкидо». Хотя для таких людей, как я, кто столкнулся с айкидо, и чувствует себя счастливым благодаря айкидо, лучше сказать «благодаря айкидо».

Кода Рохан, новелист и эссеист 20го века, говорил о трёх теориях счастья в своём «Дорёку-рон» (“Doryoku-ron”) (буквальное значение: теория создания усилий). Одно слово, которое он сказал, — «бумпуку» (“Bunpuku”), или разделённое счастье. «Бумпуку» – слово, означающее, что человек делится своим счастьем с другими. У меня, как у руководителя айкидо додзё, есть миссия поделиться счастьем, достигнутым через айкидо, со своими учениками, помня о «бумпуку».

 Когда я был учеником, я думал, что практикую айкидо для себя. А теперь я искренне желаю, чтобы ученики, которые приходят в наше додзё, обогащали свои жизни через айкидо вне зависимости от того, насколько они в нем преуспели.

Период клуба айкидо в колледже

Я вырос в сельской горной местности в префектуре г. Фукуи (пос. Минамиэтидзен) и, возможно, поэтому, я мечтал о путешествиях в другие страны. Я выбрал вуз, и изучал русский язык в Колледже иностранных языков г. Осака (сейчас это факультет иностранных языков в Университете г. Осака). Когда я был мальчиком, мне нравилось смотреть по телевизору анимационные фильмы “Karate Fool”, и я хотел стать сильным. Но я не мог найти подходящее каратэ додзё в моём посёлке. Когда я поступил в колледж, я выбрал не каратэ, а айкидо, которое я знал лишь по названию.

Я выбрал айкидо, потому что это был первый клуб, который я посетил в соответствии с моей стратегией посещения клубов  в алфавитном порядке.

Я прекрасно провел время на первой тренировке, сразу записался в секцию и  не мог и представить, что это станет моей профессией.

Моим первым учителем  был шихан  Кобаяси Хирокадзу, который изучал айкидо непосредственно у Уэсибы Морихея.

Он имел красивую осанку и был расслаблен. Бросая меня, он сохранял абсолютно стабильные оси вращения и его внутренние движения были прекрасны. Я понял – я хочу овладеть айкидо так же, как он.

В июне 1984 года в течение двух месяцев я сопровождал Кобаяси сихана во время тура обучающих семинаров в Европе. Семинары в Германии, Швейцарии, Франции и Италии были вдохновляющими. Айкидоки собрались из разных мест в Европе, чтобы освоить техники айкидо от первоисточника. Я был тронут, увидев тех, кто практиковался с предельной концентрацией. Тренировавшись с ними, я осознал глубинное качество айкидо и понял важность дружбы через айкидо среди массы занимающихся в разных странах.

Обучение в Хомбу додзё

После окончания колледжа я начал работать в Токио и тренироваться в Айкикай Хонбу Додзе в Синдзюку, Токио. Я максимально использовал возможности для участия в утренних уроках со вторым Досю, Уэсиба Киссёмару, нынешним Досю Уэсиба Моритеру (в то время Додзё-чо) и субботними уроками Сасаки Масандо Шихана. Особенно мне запомнился один яркий момент из первого утреннего занятия, когда я сидел рядом с мужчиной среднего возраста.  Я никогда не встречал сильного мужчину средних лет, пока учился в колледже, и изначально ожидал скучной тренировки. Но, как только я взял на себя роль уке в Тай-но-тенкан, мой баланс был немедленно разрушен. Я был приятно шокирован и подумал: «Вот оно!». Моя техника никогда не работала с ним. Он, конечно, несколько раз упал из жалости… Мое тело взлетало в воздух из-за его мощного вращения, когда я был уке, и было обездвижено точным захватом путём фиксации сустава. В настоящее время этот человек является шиханом в Айкидо Вако Додзё в префектуре Сайтама, и его зовут Каваджи Масахару Сенсей. Начиная с первой тренировки, я всегда тренировался с сэнсэем Каваджи на утренних занятиях, и это продолжалось всё время, пока я практиковал в Хонбу Додзё. На субботних занятиях я всегда тренировался с Сума Хироси Сенсей (Osaka Aiki-juku Shihan). Я чрезвычайно благодарен этим двум великим старшим ученикам (Сенпай) за то, что они учили меня в процессе моей 10-летней практики в Хонбу Додзё. В случае, если Сенпая не было рядом, я обычно просил разрешения потренироваться с Учи-деси или кем-то, кто был сильным учеником в хонбу додзё.

Сасаки Сэнсэй обычно говорил нам: «Лучше три года искать хорошего учителя, чем просто три года тренироваться».

Мне повезло, что я смог встретиться с действительно понимающими и сильными сэнпаями и учениками, которые стимулировали друг друга.

     Основатель айкидо Уэсиба Морихей изучал различные классические будзюцу и меня заинтересовало одно из таких искусств. Это фехтование, или кендзюцу, называемое Синкаге-рю. Я стал учеником Ватанабэ Тадасиге сэнсэя из Маробаси-кай  и изучал технику Синкаге-рю в течение 25 лет. Я и сейчас еще продолжаю заниматься фехтованием и твердо верю, что понимание принципов владения мечом улучшает понимание айкидо.

Обучение в России

В возрасте 27 лет, в период с 1990 по 1991 год, мой работодатель Кобе Сейкёшо отправил меня совершенствовать знания моего русского языка в Московский государственный университет. Я не только  погрузился в изучение языка, но и  стал инструктором в секции айкидо Московского государственного  университете и  2-го Московского государственного медицинского института. Это была ранняя, но активная  фаза развития айкидо в России. Тогда практически не было чёрных поясов и поэтому право обучать было выдано мне. Поначалу я взялся за это неохотно, поскольку у меня не было тогда 3-го дана (черного пояса третьей степени), чтобы преподавать ученикам айкидо, однако со временем я изменил своё мнение.

     Слово «сэнсэй», написанное японскими иероглифами имеет два символа.. Первый символ означал «движение вперёд» или «предшествующий». Второй символ означал «жить» или «быть учеником».  В моём понимании, «сенсей» означает «ученик, который находится на шаг впереди других учеников». Подумав рационально, я решил поделиться и научить тому, что я знал. Я старался демонстрировать базовые техники айкидо, которые изучал в Хонбу- додзе с минимальными искажениями. Так же, я старался изучать язык, но японский лез из меня повсюду… Я всегда держал в голове то, что нужно проиллюстрировать интересный или интригующий аспект айкидо через физическое представление. Время от времени из-за разницы в массе тела или физической силе я сталкивался с тем, что мои техники не работали, но благодаря айкидо я действительно наслаждался временем обучения за границей.

Основание додзё в префектуре Фукуи

В 1997 году я вернулся в родную сельскую местность в префектуре Фукуи. Я не был уверен по поводу работы на большом предприятии, и я хотел вырастить своих детей в окружении природы. Я также хотел быть рядом со своей стареющей мамой и бабушкой.

Многие советовали мне поискать работу и заняться айкидо во вторую очередь. Я не послушал. Я хотел продолжить айкидо как можно скорее. Я основал «Аюкай» в спортзале местной школы в горах. Первыми учениками были моя жена, кохай из айкидо-клуба в колледже, мои две дочки и сын.

Мы впятером начали додзё, которое вопреки ожиданиям начало расти, привлекая местных детей. За два года количество учеников увеличилось до 20, включая живущих поблизости взрослых и детей.

Я также начал свой бизнес в Этидзен-си и построил додзё с 80 татами на втором этаже склада стройматериалов, который я арендовал. Многие предполагали, что будет нелегко привлекать учеников, поскольку додзё находилось в сельской местности префектуры Фукуи, которая была слабозаселённым районом. Напротив, количество учеников неуклонно росло. Тогда у меня появилось подтверждение моих ранних мыслей: «Если я буду неустанно со страстью тренироваться и продолжу передавать преимущества Айкидо, люди будут собираться вокруг меня из-за этой ауры».

За пять лет с момента основания додзё количество учеников выросло до ста человек. На наших юбилейных семинарах 10-го и 20-го года, со специальным гостем-инструктором Уесибой Моритеру дошу, мы насчитывали  уже 150 и 200 участников.

 На 10-й год существования  мы построили новое додзё с 84 татами, где я использовал свой прошлый опыт работы в других додзё. На 15-й год я закрыл свой бизнес и сфокусировал все усилия на том, чтобы стать профессиональным инструктором айкидо.

Семинары в России

С 2006 года я посещаю Россию дважды в год  для проведения семинаров по айкидо в ответ на запросы россиян из клуба Вакикай, летом и зимой в соседнем с Москвой городе Королеве или в городе Рязани в 300х километрах от Москвы. Российский Вакикай в конечном итоге открыл множество додзё Айкидо во многих филиалах по стране. Россия очень большая, и некоторые приезжают на наши семинары, хотя они едут на поезде всю ночь.

Семинары – идеальная возможность для меня показать, чему я научился за последние 6 месяцев. Я с удовольствием делюсь тем, чему научился во время тренировок и преподавания, новыми техниками, усовершенствованиями и методами обучения. Это также взаимно выгодно для тех, кто тренируется в Аюкай додзё в Фукуи, чтобы использовать то, чего я достиг во время тренировок с русскими, имеющими другое телосложение и мыслящими по-другому.

Благодарность к айкидо

Я навсегда благодарен сихану, который научил меня превосходному качеству айкидо, и тем сэмпаям и другим ученикам, кто тренировался со мной. Благодаря им я смог сосредоточиться на том, чтобы стать профессионалом в айкидо и закрыть свой бизнес в 50 лет. Я также благодарю мою жену и других членов семьи, которые вместе поддерживали наше додзё.

     Преемственность айкидо развивается благодаря неустанным усилиям Уэсибы Моритэру дошу и Уэсимы Мицутэру додзё-чо, поскольку я вижу, что айкидо утвердилось в стране и за ее пределами и ценится очень положительно. Благодаря их усилиям, мы, айкидоки, можем с уверенностью тренировать и тренироваться. Я искренне благодарю их.

Мой способ тренировок

     В айкидо нет соревнований или чемпионатов. В отсутствие игровых упражнений на победу или поражение, практика может превратиться в хореографию, в танец. Во время тренировок я напоминаю себе, что следует воздерживаться от следующего: Укэ не имеет агрессивных намерений, он просто держит руку и никогда не наносит ударов без смысла. Уке должен хватать и атаковать серьезно, «с битвой в уме», атаковать искренне. Тори должен направлять атаку, используя «сабаки» или применяя техники. Читатель может подумать, что это очевидно, но обучающиеся айкидо должны всегда иметь это ввиду и сохранять в сознании во время практики.

Вот несколько других важных моментов в моей практике:

— почувствуйте свою центральную линию. Усильте и стабилизируйте её;

 — расслабьте верхнюю часть тела. Поместите центр баланса на «Seika Tanden» или подложечную ямку  (примечание переводча — примерно на ширину трех пальцев ниже пупка и два пальца вглубь живота);

— в соответствии с наставлением Сасаки Масандо Шихана, следите за правильной осанкой, будь то статика или движение, и сохраняйте «дзансин» в конце техники;

 -вы должны применить сабаки или кузуси, как только вы почувствуете силу/слабость и направление атакующей силы ваших противников;

— пригласите противника напасть на вас;

— совершенствуйте  ханми, тенкан и ирими;

— перемещайтесь в то место, где лучше всего применить технику;

— установите мусуби с партнером по практике, и поддерживайте его до конца техники.

Исключите IHKG

      Я хотел бы привести цитату из «Конфуция», глава № 9, где написано: «Учитель удалил четверых. Нет предубеждения. Нет принуждения. Нет фиксации. Нет Эго (Я).»

    Эти четыре – идеальное мировоззрение айкидо!

Айкидо стало бы уродливым, если бы я делал наоборот: “I-H-K-G”. Это было идеальное мышление айкидо! Моё айкидо было бы уродливо, если бы я сделал противоположное этому!

Многие айкидоки, в том числе и я, и признаюсь в этом со смущением, верят, что достигнут высокого уровня Айкидо, если смогут убрать эти четыре аспекта. Я уделяю много внимания тому, чтобы избавиться от этих вредных привычек, и я верю, что достигну состояния свободной гибкости в айкидо.

Iэто предубеждение и потворство своему эгоистичному уму – «Я» (“I”, произносится “Yi”)

      Нельзя не ценить других и не чувствовать других, а затем применять технику только по своим собственным ощущениям. В додзё я иногда вижу кого-то, кто придумывает свою собственную интерпретацию техник, принимая роль «Уке». Я мог бы оправдать это, если бы искусство было только для игр с захватом.

     Пожалуйста, помните, что айкидо — это боевое искусство «ва», или гармонии. Милисекунда встречи или физического контакта должна позволить вам поймать маи, или дистанцию, а затем применить технику в наилучший момент. Будь уке или наге, и чувствуй других.

H” это принуждение (Hurrying) и поспешность – ХИЦУ (HITSU)

     Когда наге спешит («я должен делать это») и заставляет себя через силу делать кузуси или применять техники, когда он / она не чувствует направление и структуру Уке, то это, естественно, становится видно и вредит.

K”  это фиксация (Kinks) и неподвижность – КО (KO)

      Наге может цепляться за его / ее способ практиковать и применять техники, не обращая внимания на состояние уке.

G”  — это эгоизм, эгоцентризм и самовлюблённость – ГА (GA)

Давайте представим технику, в которой вы можете прочитать гордое чувство наге, что он/она превосходит других. Техники в айкидо формируются вокруг того, кем является исполнитель. Мы с вами могли бы увидеть в такой эгоистичной технике такие мысли, как «Я самый сильный», «Я давно занимаюсь», «Я занимался у того или иного известного учителя», «Я любимый ученик» и т.п.

То, что я ищу на практике – это: нет потворства, нет форсирования, нет перегибов, нет эгоизма.

Предоставьте форму и поливайте зерно духа

Те же принципы применимы к обучению и технике любого будо. Я считаю, что воспитание детей требует особой заботы, и причины этого утверждения станут понятны позже. Лучший способ — показать хороший пример и позволить ученикам подражать и учиться через повторение. Для взрослых мы будем объяснять логику, поскольку они привыкли знать причину, прежде чем что-то делать. С другой стороны я обнаружил, что многие взрослые не могут сделать первый шаг. Хочу также добавить, что тело не всегда выполняет требуемое, несмотря на логическое понимание. Это все еще требует повторения, чтобы  овладеть  желаемым движением.

Знать < Любить < Наслаждаться

     Человек, знающий истину, не равен человеку, любящему истину, а человек, любящий истину, не равен человеку, который наслаждается истиной. (Конфуций «Беседы и высказывания», книга VI, касательно определённых последователей и других субъектов.)

     Я готов согласиться, что нет равных тем, кто наслаждается. Состояние восторга — это не сравнение эффективности и психического благополучия. Я представляю свое идеальное состояние, когда все ученики Додзё обогащают свою жизнь, наслаждаясь Айкидо. Я, инструктор, хотел бы быть первым и лучшим примером для них, чтобы помочь наслаждаться Айкидо.

Здесь моё последнее замечание.

     Я занимаюсь айкидо в течение 38 лет. Оглядываясь назад, когда пишу эту статью, я вижу множество вещей, которые я должен был сделать по-другому. Самоанализ выявил мое недоразвитие и несовершенство.

     Я вновь приношу свою клятву — сохранять ум новичка, как в тот день, когда я начал заниматься айкидо, приложить все усилия, чтобы передать радость и удовольствие через практику в качестве инструктора по айкидо.

Источник:

Мой путь в Айкидо, Номура Наоми, Ежемесячный журнал Будо, ноябрь 2019

статья в английском варианте

My Training, Aikido, Nomura Naomi, Budo Journal Monthly, November 2019